Как справиться с волнением во время публичных выступлений?

Как справиться с волнением во время публичных выступлений?

Почти все, кому доводилось выступать на публике, сталкивались с волнением. Проблема тут заключается в том, что его невозможно скрыть, потому что, как правило, начинает волноваться дыхание и вследствие этого дрожит голос. Для того чтобы дать волнению исчезнуть – нужно в начале своего выступления использовать короткие фразы, например, можно поприветствовать публику «Привет!», сделать паузу. Обвести взглядом аудиторию. «Много вас сегодня!», опять выдержать паузу. Главное начать говорить искренне. То есть не думать о том, что я сейчас за этими короткими фразами буду прятать свое волнение, а действительно от души поприветствовать аудиторию или констатировать какой-то факт. В это время полезно будет обвести взглядом аудиторию, по возможности поприветствовав каждого участника, при этом постарайтесь сразу найти тех, кто благоприятно расположен – если начнете снова волноваться, посмотрите на них или мысленно представьте, что в зале только они, что вы говорите только для них. Если вы обратите внимание, многие лекторы делают так в начале своих выступлений. Этот прием помогает установить дыхание, буквально отдышаться, а также установить контакт с аудиторией. Волнение часто связано с абстрактным страхом выступления перед абстрактными людьми. В начале же своего выступления, выполнив эти простые действия, вы поймете, что перед вами – конкретные люди. И тот ваш абстрактный и выдуманный страх – к ним реальным, сидящим перед вами, не имеет никакого отношения. Ведь если у вас есть опыт публичных выступлений, вы также могли заметить, что выступая повторно перед той же аудиторией, волнуешься меньше. Во время такого приветствия люди в зале как раз и становится для вас «теми же людьми», а не абстрактной массой.

Как еще справиться с волнением во время публичных выступлений? Многие авторы советуют успокоиться, чуть ли не медитировать. Наш совет в корне отличается от общепринятых рекомендаций. Но в начале небольшая история.

Алла Пугачева в одном из своих интервью сказала, что в начале выступления, выходя на сцену Олимпийского, она чувствует, что Олимпийский большой, а она маленькая. А в конце выступления, наоборот, она чувствует, что Олимпийский перед ней маленький, а она на сцене – большая. Что же меняется? Меняется ее уровень энергетики. Это очень сильно заметно, когда выступаешь в разных залах. Выходя на сцену маленького зала, размером с комнату, где очень мало слушателей, и довольно камерная атмосфера – любой человек, как правило, чувствует себя нормально и не очень сильно волнуется. Он занимает собой все помещение и его энергетики хватает, чтобы она ощущалась слушателями даже в самом последнем ряду. Но когда выходишь на сцену большого зала, ты чувствуешь, что должен занять собой уже большее пространство, и тебя должны ощущать и на последнем ряду тоже, а он ой как не близко. И вот если ты чувствуешь, что твоя энергетика пока меньше, чем объем этого зала, чем количество слушателей, то тут-то и появляется волнение.

Об этом же явлении Селинджер написал в одной из глав своей знаменитой повести «Над пропастью во ржи»:

Я чуть ли не целый час пробирался к Фибиной комнате. Но ее там не оказалось. Совершенно забыл, из памяти вылетело, что она спит в кабинете Д.Б., когда он уезжает в Голливуд или еще куда-нибудь. Она любит спать в его комнате, потому что это самая большая комната в нашей квартире. И еще потому, что там стоит этот огромный старый стол сумасшедшей величины, Д.Б. купил его у какой-то алкоголички в Филадельфии. И кровать там тоже гигантская — миль десять в ширину, десять — в длину. Не знаю, где он откопал такую кровать. Словом, Фиби любит спать в комнате Д.Б., когда его нет, да он и не возражает. Вы бы посмотрели, как она делает уроки за этим дурацким столом — он тоже величиной с кровать. Фиби почти не видно, когда она за ним делает уроки. А ей это нравится. Она говорит, что свою комнатку не любит за то, что там тесно. Говорит, что любит «распространяться». Просто смех — куда ей там распространяться, дурочке?



Итак, что же нужно сделать, чтобы поднять свой уровень энергетики и буквально заполнить собой все помещение? До выступления нужно не повторять речи, как многие делают, и не пытаться просто бороться с волнением, т.е. не надо пытаться успокоиться. Наоборот – нужно поднять уровень энергетики. Для этого нужно прийти в возбужденное состояние, например, с помощью физической активности. Тут общих рекомендаций не существует - для кого что. Кому-то может помочь бег, нужно побегать, если есть длинные коридоры, не важно, насколько глупо это выглядит. Можно попрыгать, можно покричать, можно спеть любимую песню, пусть мимо нот, неважно – главное, чтобы громко и от души. Важно получить от этого удовольствие и выложиться, чтобы активизировать дух и разогреть тело. Тогда уровень вашей энергетики возрастет. Забудьте про речь, в этот момент думайте исключительно про тело и про физическую активность. И вот в какой-то момент вы почувствуете бодрость в теле, что что-то буквально пробудилось в нем, доселе дремавшая мощь. Тогда вы можете смело выходить даже в большой зал. И публика, чувствуя это, примет вашу речь и ваши аргументы.


Комментарии